Психологические аспекты обучения детей основам безопасного поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях. » ГККП "Ясли сад №121"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№121 бөбекжай-балабақшасы»
мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Меңгеруші :
+7(707) 355-65-85
Әдіскер:
+7(707) 355-65-85
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Психологические аспекты обучения детей основам безопасного поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.
19
қаңтар
2022

Психологические аспекты обучения детей основам безопасного поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.

Психологические аспекты обучения детей основам безопасного поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.
Выполнение необходимых правил безопас - ного поведения в чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно учитывать возрастные психо-социальные особенности детей и соблюдать следующие принципы: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным. При возникновении чрезвычайной ситуации правильное применение детьми полученных знаний, умений и навыков по соблюдению безопасного поведения будет зависеть от их адекватного психологического восприятия сложившейся ситуации. Поэтому в работе с детьми раскрыть значимость безопасного поведения и закрепить психологические особенности правиль - ного восприятия возникшей ситуации педагогу помогают используемые формы и методы обучения.
Необходимо соблюдать основные требования, относящиеся к их использованию:
1 показать негативные последствия чрезмерного эмоционального восприятия и неправильного поведения в ситуации стихийных бедствий;
2 раскрыть зависимость основы безопас - ного поведения от правильного психологи - ческого восприятия ситуации, соблюдения правил инструкции;
3 привить навыки по сохранению спокой - ствия и соблюдению правил безопасного поведения;
4 сформировать внутреннюю мотивацию ребенка к выполнению точных правил поведения в чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях;
5 избегать формализма;
6 использовать нестандартные формы и методы, учитывающие специфику социального окружения современных детей: воздействие телевидения, компьютерных игр и пр. Эффективность форм, методов, средств обучения определяется тем, в какой мере они способствуют формированию тех или иных элементов психологического механизма, определяющего безопасное поведение ребенка в стихийных бедствиях. Реализация психологического механизма формирования безопасного поведения направлена на: развитие понимания у детей того, какие проблемы, трудности и опасности могут ожидать их в случае возникновения стихийного бедствия; осознание того, насколько важно правильное, безопасное поведение при стихийных бедствиях; формирование чувства ответственности в принятии самостоятельных решений для снижения риска стихийных бедствий. Основная линия развития мышления детей дошкольного возраста – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник образно мыслит, он еще не обладает взрослой логикой рассуждений, но, несмотря на это, он может правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при правильной 18 19 Методология реализации инициативы
Методология реализации инициативы постановке вопросов и умении подводить их к нахождению верного ответа. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольни - ков о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив от детей более или менее вразумительные ответы, он предложил им бросать в воду самые разнообразные предметы (маленький гвоздик, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет ли предмет или утонет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции. Воспитателям рекомендуется проводить подобные опыты: искусственно создав затопление участка, на котором расположены различные предметы (деревянные дощечки, пластиковые бутылки, металлические брусочки), дети выясняют, какие предметы оказываются под водой, а какие – плавают. Таким образом, дети делают вывод о том, из каких материалов можно изготовить плавсредства, какие предметы могут выполнять роль плавсредств. Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную ему задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать. Стоит ли говорить о том, что дети нуждаются в защите, как никто другой. Речь идет не только о случае, если они оказались в районе катастрофы. В процессе обучения детей навыкам правильного поведения в чрезвычайных ситуациях неумелые действия педагога, использование устрашающих видеороликов или фотографий с места событий могут произвести на него очень тяжелое впечатление и вызвать целый ряд психологических проблем.
Для того, чтобы не вызвать у детей чувства страха перед стихийными бедствиями, воспитателям предлагается воспользоваться следующими рекомендациями:
1 Использовать в обучающем процессе видеоматериалы, мультфильмы, фотогра - фии, характеризующие признаки стихийных бедствий, их последствия без устрашающих моментов гибели, ранений, паники людей.
2 Объяснить детям и показать методом эксперимента, что такое пожар, землетря - сение, наводнение, сель, лавина, буран, метель, оползень и пр., отчего они происходят. Рассказать, что люди научились приспосабливаться к этим стихийным бедствиям и защищаться от них.
3 Не следует проявлять тревогу и высказывать свои опасения детям, необходимо убеждать их в том, что взрослые обязательно сделают все для их безопасности. Такое утверждение поможет им успокоиться и избавит от мучительных раздумий на тему «Что со мной может случиться? Кто меня спасет?» Для этой цели в модуле «Профессия спасатель» предусмотрено несколько тем, посвященных работе службы спасения.
4 Предложите детям спрашивать воспитателя обо всем, что им непонятно, что их тревожит. Отвечайте на их вопросы обязательно.
5 Детям свойственно глубокое чувство сопереживания. Они часто страдают от бессилия помочь тем, кто действительно пострадал от стихийного бедствия. В пособии предусмотрен ряд тем, в процессе работы над которыми детям предлагается оказывать помощь «пострадавшим».
6 Использовать в работе с детьми интерактивные методы: игровые упражнения по отработке навыков, тренинги, ролевые игры, разбор ситуаций с целью выработки самостоятельности детей, повышения ответственности не только за себя, но и за других. Применение интерактивных методов влияет на развитие умственных способностей личности ребенка: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий и нестандартных ситуаций.
7 Создавайте образовательную среду, насыщенную игрушками, предметами, атрибутами, книжками, иллюстрациями, видеоматериалами, оборудованием для опытно-экспериментальной деятельности, и другим информационным материалом, соответствующими возрастным и эмоцио - нальным особенностям детей 4-5, 6-7-лет - него возраста. Это приведет к формирова - нию потребности в безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Исходя из всего вышесказанного, занятия по снижению риска стихийных бедствий должны быть систематическими и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, ощущение психологической комфортности.
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив