20
қаңтар
2022
Работа с родителями воспитанников по снижению риска стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Работа с родителями воспитанников по снижению риска стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Семья – это важнейший институт социали - зации для ребенка, первый социальный мир, где он получает любовь, заботу, а ро - дители ассоциируются у малыша с защитой и безопасностью. Поэтому, именно семья должна являться основой для пропаганды идеи безопасности ребенка и вопросов по снижению риска стихийных бедствий. Для реализации этой задачи необходима ор - ганизация планомерного, последователь - ного обучения родителей по данной теме. Важно создать целостную систему работы с родителями по снижению риска стихийных бедствий. При организации работы с роди - телями необходимо учитывать региональ - ные и национальные особенности. На начальном этапе организации рабо - ты с родителями проводится опрос для определения уровня осведомленности о стихийных бедствиях, выяснения их мнения и рекомендаций по данной теме. Возможны устные или письменные опросы, анкетирование, тестирование родителей и т.п. Выяснив уровень осведомленности родителей по данной проблеме, важно сформулировать цель и задачи, стоящие перед организацией образования по работе с родителями, а также продумать содержание работы. Формы работы: 1. Индивидуальные 2. Коллективные 3. Наглядно-информационные 1. Индивидуальные формы работы: Индивидуальные беседы. Индивидуальные консультации родите - лей по вопросам снижения риска стихий - ных бедствий и чрезвычайных ситуаций проводятся воспитателями, другими педа - Результаты обучения родителей по вопросам снижения риска стихийных бедствий среди детей будут более эффективными, если сами родители будут участвовать в его реализации. 20 21 Методология реализации инициативы Методология реализации инициативы гогами индивидуально, по мере появления у родителей вопросов. 2. Коллективные формы работы: Обучающие семинары. Тренинги. Конкурсы, вечера вопросов и ответов, викторины, КВН. Конференции. Коллективные консультации. Семинары Семинары по СРБ рекомендуется прово - дить с периодичностью 1 раз в два месяца. Тематика семинаров определяется соответ - ственно изучаемым модулям. Активность родителей значительно повысится, если семинары будут проводиться с использо - ванием интерактивных методов работы, та - ких, как игровые упражнения по отработке навыков, тренинги, деловые игры, разбор ситуаций. Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и зада - ния помогают дать оценку различным сти - хийным бедствиям и опасным ситуациям, а также определить наилучшие способы вза - имодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним в процессе обучения безопасному поведению. Таким образом, родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, не только постигает новое, но и начинает общение с ребенком по заданной проблеме. Конкурсы, вечера вопросов и ответов, викторины, КВН. Эти формы позволяют родителям уточнить свои знания в области безопасного пове - дения в чрезвычайных ситуациях, приме - нить их на практике, узнать о чем-либо новом, поделиться полученными знаниями друг с другом, обсудить некоторые пробле - мы в обучении детей безопасному поведе - нию. Родительский университет позволяет создать разные кафедры по вопросам безопасности: Кафедра грамотного поведения семьи в чрезвычайной ситуации. Кафедра эффективного руководства по основам безопасного поведения. Кафедра семейных традиций в воспита - нии навыков безопасного поведения. Для того, чтобы работа Родительского университета была более продуктивной, деятельность с родителями можно органи - зовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семей - ном. Конференция Ценность этой формы в том, что в ней участвуют не только родители, но и обще - ственность. На конференциях выступают педагоги, работники ЧС и спасательных служб, представители медицинской служ - бы, педагоги-психологи и т.д. 3. Наглядно-информационные формы работы Информационные листки-памятки. Памятки обычно красочно оформляются, имеют небольшой объем информации, оз - накомление с ними не занимает у родителей много времени, но привлекает их внима - ние. Например, памятки могут нести в себе следующую информацию: «Научите ребёнка, как вести себя при пожаре», «Опасность оползней и селей», «Правила безопасно - го поведения в случае наводнения», «Как преодолеть страх у детей перед стихийными бедствиями?» (приложение №1) . Папки-передвижки, информационные ширмы и буклеты. Формируются по тематическому принципу и знакомят родителей с опасными ситуаци - ями и соблюдением основных правил безо - пасного поведения при их возникновении, а также направляют родителей в обучении детей безопасному поведению. Такие ширмы выставляются в фойе детско - го сада или приёмной комнате и систе - матически обновляются в соответствии с программным содержанием курса. Пап - ки-передвижки, ширмы и буклеты могут быть исполнены в нетрадиционной форме, например, «Карусель безопасности» или «Паровозик безопасности» и т.д. Дерево безопасности. В приёмной комнате оформляется дерево с разноцветными листочками. Родителям с детьми предлагается взять один ли - стик домой и вместе выполнить задание, например, нанести на оборотную сторону листика рисунок, изображающий опасные предметы в доме или предметы, которые могут помочь в опасной ситуации. Такая форма работы с родителями приемлема в группах младшего дошкольного возраста. Банк знаний. Эта форма подходит для групп старшего дошкольного возраста и предшкольной подготовки. Ежемесячно в группе меняется тема безопасности, например, объявляет - ся месячник пожарной безопасности. На этот месяц выставляются информацион - но-демонстрационные ширмы по данной теме, родителям раздаются буклеты, а в кармашке банка знаний по безопасности вывешиваются вопросы по безопасному поведению во время пожара. Родители со - вместно с детьми отвечают на поставлен - ные вопросы в виде письменных ответов, рисунков, стихов (в том числе собственного сочинения). Еженедельно меняются вопро - сы, и банк данных пополняется ответами. В конце месяца подводится итог, и выдаются «дивиденды» в виде звездочки, которая клеится на шкафчик ребёнка, или медали, например, «Лучшему знатоку пожарной безопасности» и т.п. В конце года самые активные участники получают поощрение в виде грамот «Лучшим знатокам безопас - ности». Тетрадь для детей и родителей «Домашняя академия». Получив информацию через ширмы, обучив правильному поведению ребёнка благодаря советам, описанным в буклете, можно перейти к выполнению практиче - ских заданий, которые находятся в рабочей тетради для детей и родителей «Домашняя академия безопасности». Это своеобразная проверка полученных знаний как родите - лями, так и их детьми. Выполняя практиче - ские задания, дети совместно с родителями находят правильные решения по безо - пасному поведению во время стихийного бедствия. Например, выбирают необходи - мые предметы для зимней прогулки или нумеруют последовательность действий после наводнения и т.д. В предлагаемых методических рекомен - дациях по работе воспитателя с детьми дошкольного возраста прослеживается постоянное обращение детей к родителям. Поэтому следует напомнить родителям о необходимости иметь двухдневный запас воды и пищи, необходимости изучения сейсмологической обстановки в регионе, можно совместно с родителями изготовить плавательное средство, собрать «трево - жный рюкзачок» и пр. Детская непосред - ственность, настойчивость, авторитет воспитателя, информация от Безопасика смогут заинтересовать родителей и до - биться их активного участия не только в обучающих семинарах, но и в организации безопасной зоны дома. Один из видов работы семьи по снижению риска стихийных бедствий – составление плана подготовки семьи к чрезвычай - ным ситуациям. Например, в районах, где существует угроза землетрясений, можно воспользоваться представленным планом. (Приложение №2) . Заинтересованность и активное участие родителей в этом процессе позволят сформировать довери - тельные отношения, усвоить мате - риал, эффективно использовать его для обучения детей. 22 23 Методология реализации инициативы Методология реализации инициативы Программный блок по снижению риска бедствий реализуется в дошкольных ор - ганизациях через режимные процессы и организованную учебную деятельность. Ниже представлены варианты организа - ционных мер по включению Программы «Уроки Безопасика» в программу воспита - ния и обучения детей среднего, старшего дошкольного возраста и предшкольных групп. Вариант 1. Воспитатели в течение дня осуществляют различную педагогическую деятельность согласно распорядку дня возрастной груп - пы, где каждый режимный момент можно использовать, в зависимости от темы и поставленной цели для формирования теоретических представлений и практи - ческих навыков по основам безопасного поведения: наблюдения, общение с детьми, прогулки, закаливающие процедуры, труд, сюжетно-ролевые, творческие, дидактиче - ские и подвижные игры, работу с родите - лями. Для полного усвоения и закрепления предлагаемых тем, формы работы, виды деятельности планируются воспитателя - ми в таких разделах циклограммы, как «Вместе на природу», «Ура! Игра!», «До свиданья, детский сад» один раз в неде - лю. Длительность их зависит от формы организации: от 20 минут в средней группе (беседа с детьми, наблюдения, решение ситуационных задач), до 30 минут в стар - ших и предшкольных группах (опыты и эксперименты, развлечения, тренировки). Сюжетно-ролевые игры могут проводить - ся более длительное время. Это зависит Вариант 2. Основной программный блок по основам безопасного поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях осуществляется через организованную учебную деятельность (занятия). В средней группе (4-5 лет) согласно норма - тиву Государственного стандарта пред - полагается введение занятий в пределах обязательной нагрузки в учебный план, не превышая общий объем времени за счет занятий в образовательной области «социум». Это ознакомление с окружаю - щим миром – 0,25 часа в неделю, т.е. 1 час в месяц, 9 занятий в год. По каждому из направлений: пожары, наводнения, зем - летрясения, сели и оползни – проводится по два занятия в год, по направлению Организационные меры по реализации Программы «Уроки Безопасика» в дошкольной организации от уровня заинтересованности детей. Прогулка в детском саду организуется так, что в ее процессе развиваются различные виды активности детей: познавательная, физическая, художественная. Во время прогулки воспитатели организуют наблю - дения в живой и неживой природе, дети занимаются конструированием из природ - ного материала: песка, камешков, веточек. Содержание прогулки позволяет включить экспериментирование на участке, экологи - ческой площадке, наблюдать искусственно смоделированные воспитателем подъём воды в ручейке и затопление некоторой части суши, оползень в песочнице и пр. Такие формы работы как КВН, викторина, игровые упражнения по темам снижения риска бедствий могут планироваться один раз в неделю в разделе циклограммы «Ура! Игра!». Ознакомление родителей с различными памятками, правилами, рекомендациями воспитатели могут планировать в разделе циклограммы организации жизни и воспитания детей старшей группы (5-6 лет) – «До свиданья, детский сад!»
Семья – это важнейший институт социали - зации для ребенка, первый социальный мир, где он получает любовь, заботу, а ро - дители ассоциируются у малыша с защитой и безопасностью. Поэтому, именно семья должна являться основой для пропаганды идеи безопасности ребенка и вопросов по снижению риска стихийных бедствий. Для реализации этой задачи необходима ор - ганизация планомерного, последователь - ного обучения родителей по данной теме. Важно создать целостную систему работы с родителями по снижению риска стихийных бедствий. При организации работы с роди - телями необходимо учитывать региональ - ные и национальные особенности. На начальном этапе организации рабо - ты с родителями проводится опрос для определения уровня осведомленности о стихийных бедствиях, выяснения их мнения и рекомендаций по данной теме. Возможны устные или письменные опросы, анкетирование, тестирование родителей и т.п. Выяснив уровень осведомленности родителей по данной проблеме, важно сформулировать цель и задачи, стоящие перед организацией образования по работе с родителями, а также продумать содержание работы. Формы работы: 1. Индивидуальные 2. Коллективные 3. Наглядно-информационные 1. Индивидуальные формы работы: Индивидуальные беседы. Индивидуальные консультации родите - лей по вопросам снижения риска стихий - ных бедствий и чрезвычайных ситуаций проводятся воспитателями, другими педа - Результаты обучения родителей по вопросам снижения риска стихийных бедствий среди детей будут более эффективными, если сами родители будут участвовать в его реализации. 20 21 Методология реализации инициативы Методология реализации инициативы гогами индивидуально, по мере появления у родителей вопросов. 2. Коллективные формы работы: Обучающие семинары. Тренинги. Конкурсы, вечера вопросов и ответов, викторины, КВН. Конференции. Коллективные консультации. Семинары Семинары по СРБ рекомендуется прово - дить с периодичностью 1 раз в два месяца. Тематика семинаров определяется соответ - ственно изучаемым модулям. Активность родителей значительно повысится, если семинары будут проводиться с использо - ванием интерактивных методов работы, та - ких, как игровые упражнения по отработке навыков, тренинги, деловые игры, разбор ситуаций. Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и зада - ния помогают дать оценку различным сти - хийным бедствиям и опасным ситуациям, а также определить наилучшие способы вза - имодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним в процессе обучения безопасному поведению. Таким образом, родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, не только постигает новое, но и начинает общение с ребенком по заданной проблеме. Конкурсы, вечера вопросов и ответов, викторины, КВН. Эти формы позволяют родителям уточнить свои знания в области безопасного пове - дения в чрезвычайных ситуациях, приме - нить их на практике, узнать о чем-либо новом, поделиться полученными знаниями друг с другом, обсудить некоторые пробле - мы в обучении детей безопасному поведе - нию. Родительский университет позволяет создать разные кафедры по вопросам безопасности: Кафедра грамотного поведения семьи в чрезвычайной ситуации. Кафедра эффективного руководства по основам безопасного поведения. Кафедра семейных традиций в воспита - нии навыков безопасного поведения. Для того, чтобы работа Родительского университета была более продуктивной, деятельность с родителями можно органи - зовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семей - ном. Конференция Ценность этой формы в том, что в ней участвуют не только родители, но и обще - ственность. На конференциях выступают педагоги, работники ЧС и спасательных служб, представители медицинской служ - бы, педагоги-психологи и т.д. 3. Наглядно-информационные формы работы Информационные листки-памятки. Памятки обычно красочно оформляются, имеют небольшой объем информации, оз - накомление с ними не занимает у родителей много времени, но привлекает их внима - ние. Например, памятки могут нести в себе следующую информацию: «Научите ребёнка, как вести себя при пожаре», «Опасность оползней и селей», «Правила безопасно - го поведения в случае наводнения», «Как преодолеть страх у детей перед стихийными бедствиями?» (приложение №1) . Папки-передвижки, информационные ширмы и буклеты. Формируются по тематическому принципу и знакомят родителей с опасными ситуаци - ями и соблюдением основных правил безо - пасного поведения при их возникновении, а также направляют родителей в обучении детей безопасному поведению. Такие ширмы выставляются в фойе детско - го сада или приёмной комнате и систе - матически обновляются в соответствии с программным содержанием курса. Пап - ки-передвижки, ширмы и буклеты могут быть исполнены в нетрадиционной форме, например, «Карусель безопасности» или «Паровозик безопасности» и т.д. Дерево безопасности. В приёмной комнате оформляется дерево с разноцветными листочками. Родителям с детьми предлагается взять один ли - стик домой и вместе выполнить задание, например, нанести на оборотную сторону листика рисунок, изображающий опасные предметы в доме или предметы, которые могут помочь в опасной ситуации. Такая форма работы с родителями приемлема в группах младшего дошкольного возраста. Банк знаний. Эта форма подходит для групп старшего дошкольного возраста и предшкольной подготовки. Ежемесячно в группе меняется тема безопасности, например, объявляет - ся месячник пожарной безопасности. На этот месяц выставляются информацион - но-демонстрационные ширмы по данной теме, родителям раздаются буклеты, а в кармашке банка знаний по безопасности вывешиваются вопросы по безопасному поведению во время пожара. Родители со - вместно с детьми отвечают на поставлен - ные вопросы в виде письменных ответов, рисунков, стихов (в том числе собственного сочинения). Еженедельно меняются вопро - сы, и банк данных пополняется ответами. В конце месяца подводится итог, и выдаются «дивиденды» в виде звездочки, которая клеится на шкафчик ребёнка, или медали, например, «Лучшему знатоку пожарной безопасности» и т.п. В конце года самые активные участники получают поощрение в виде грамот «Лучшим знатокам безопас - ности». Тетрадь для детей и родителей «Домашняя академия». Получив информацию через ширмы, обучив правильному поведению ребёнка благодаря советам, описанным в буклете, можно перейти к выполнению практиче - ских заданий, которые находятся в рабочей тетради для детей и родителей «Домашняя академия безопасности». Это своеобразная проверка полученных знаний как родите - лями, так и их детьми. Выполняя практиче - ские задания, дети совместно с родителями находят правильные решения по безо - пасному поведению во время стихийного бедствия. Например, выбирают необходи - мые предметы для зимней прогулки или нумеруют последовательность действий после наводнения и т.д. В предлагаемых методических рекомен - дациях по работе воспитателя с детьми дошкольного возраста прослеживается постоянное обращение детей к родителям. Поэтому следует напомнить родителям о необходимости иметь двухдневный запас воды и пищи, необходимости изучения сейсмологической обстановки в регионе, можно совместно с родителями изготовить плавательное средство, собрать «трево - жный рюкзачок» и пр. Детская непосред - ственность, настойчивость, авторитет воспитателя, информация от Безопасика смогут заинтересовать родителей и до - биться их активного участия не только в обучающих семинарах, но и в организации безопасной зоны дома. Один из видов работы семьи по снижению риска стихийных бедствий – составление плана подготовки семьи к чрезвычай - ным ситуациям. Например, в районах, где существует угроза землетрясений, можно воспользоваться представленным планом. (Приложение №2) . Заинтересованность и активное участие родителей в этом процессе позволят сформировать довери - тельные отношения, усвоить мате - риал, эффективно использовать его для обучения детей. 22 23 Методология реализации инициативы Методология реализации инициативы Программный блок по снижению риска бедствий реализуется в дошкольных ор - ганизациях через режимные процессы и организованную учебную деятельность. Ниже представлены варианты организа - ционных мер по включению Программы «Уроки Безопасика» в программу воспита - ния и обучения детей среднего, старшего дошкольного возраста и предшкольных групп. Вариант 1. Воспитатели в течение дня осуществляют различную педагогическую деятельность согласно распорядку дня возрастной груп - пы, где каждый режимный момент можно использовать, в зависимости от темы и поставленной цели для формирования теоретических представлений и практи - ческих навыков по основам безопасного поведения: наблюдения, общение с детьми, прогулки, закаливающие процедуры, труд, сюжетно-ролевые, творческие, дидактиче - ские и подвижные игры, работу с родите - лями. Для полного усвоения и закрепления предлагаемых тем, формы работы, виды деятельности планируются воспитателя - ми в таких разделах циклограммы, как «Вместе на природу», «Ура! Игра!», «До свиданья, детский сад» один раз в неде - лю. Длительность их зависит от формы организации: от 20 минут в средней группе (беседа с детьми, наблюдения, решение ситуационных задач), до 30 минут в стар - ших и предшкольных группах (опыты и эксперименты, развлечения, тренировки). Сюжетно-ролевые игры могут проводить - ся более длительное время. Это зависит Вариант 2. Основной программный блок по основам безопасного поведения при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях осуществляется через организованную учебную деятельность (занятия). В средней группе (4-5 лет) согласно норма - тиву Государственного стандарта пред - полагается введение занятий в пределах обязательной нагрузки в учебный план, не превышая общий объем времени за счет занятий в образовательной области «социум». Это ознакомление с окружаю - щим миром – 0,25 часа в неделю, т.е. 1 час в месяц, 9 занятий в год. По каждому из направлений: пожары, наводнения, зем - летрясения, сели и оползни – проводится по два занятия в год, по направлению Организационные меры по реализации Программы «Уроки Безопасика» в дошкольной организации от уровня заинтересованности детей. Прогулка в детском саду организуется так, что в ее процессе развиваются различные виды активности детей: познавательная, физическая, художественная. Во время прогулки воспитатели организуют наблю - дения в живой и неживой природе, дети занимаются конструированием из природ - ного материала: песка, камешков, веточек. Содержание прогулки позволяет включить экспериментирование на участке, экологи - ческой площадке, наблюдать искусственно смоделированные воспитателем подъём воды в ручейке и затопление некоторой части суши, оползень в песочнице и пр. Такие формы работы как КВН, викторина, игровые упражнения по темам снижения риска бедствий могут планироваться один раз в неделю в разделе циклограммы «Ура! Игра!». Ознакомление родителей с различными памятками, правилами, рекомендациями воспитатели могут планировать в разделе циклограммы организации жизни и воспитания детей старшей группы (5-6 лет) – «До свиданья, детский сад!»