Консультация для родителей-Агрессивные дети
Агрессивные дети
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:
- недостатки воспитания;
- низкий уровень эмоционально-волевой сферы ребенка;
- несформированность механизмов саморегуляции поведения;
- неблагополучие семьи;
- страх ребенка быть обиженным, отверженным, никому ненужным;
- некоторые соматические заболевания, поражения головного мозга;
- негативное (жестокое, безучастное) отношение (взрослого, сверстников) к ребенку;
- агрессивное поведение окружающих;
- демонстрация насилия по телевизору и др.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Порой агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Иногда, не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе сверстников.
Детская агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы.
Физическая агрессия выражается как в драках (направлена на людей), так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки, вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки и вещи в других детей или взрослых.
Вербальная агрессия выражается словами: дети ругаются, дразнят, оскорбляют других.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Они часто раздражаются, спорят, ругаются, сердятся, легко ссорятся, вступают в драку; отказываются сделать что-либо; теряют над собой контроль; любят быть первыми, командовать, подчинять себе других. Такие дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Они очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность и не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как помочь детям, проявляющим агрессивность?
Работа педагогов (да и родителей тоже, ведь они – первые воспитатели своих детей!) должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Нужно научить ребенка выражать свои неудовольствие и гнев в социально приемлемых формах.
В нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». «Осевшие» внутри негативные чувства могут привести к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечным заболеваниям. В один прекрасный день «копилка гнева» может «лопнуть», и тогда возможны крики, истерики, ссоры, драки.
Как же ребенку освобождаться от гнева? Дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты:
- поколотить (попинать) подушку;
- слепить фигурку обидчика из глины, теста, пластилина, потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить;
- нарисовать, смять (разорвать) и швырнуть в угол (выбросить) портрет обидчика;
- покричать в «Мешочек (стаканчик, банку, трубу) для криков»;
- пошвырять мячи, мешочки с песком, шарики в мишень;
- поколотить резиновым молотком по полу;
- скомкать, порвать и швырять старые газеты, не боясь что-либо разбить и разрушить;
- поиграть с песком и водой (закапывать-раскапывать, топить, сбивать фигурку, символизирующую врага, игрушки из «Киндер-сюрпризов»).
Использование подобных приемов снижает эмоциональное и мышечное напряжение ребенка, агрессивность отступает.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих, детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний педагогами в работе с детьми широко применяются пиктограммы, «Экраны настроения», разрезные шаблоны, психогимнастики, разнообразные этюды, упражнения и игры. Полезны тренинги перед зеркалом с рассказом-описанием, что чувствует ребенок в данный момент, какое у него настроение, как он выглядит.
Если ребенок научится точно оценивать эмоциональное состояние, то сможет вовремя среагировать на сигналы, которые подает тело. В более старшем возрасте, верно «расшифровывая» послания своего тела, ребенок сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». И зная несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он сможет успеть принять правильное решение и предотвратить конфликт.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать и понимать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют переживания и страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Для развития чувства эмпатии полезны ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Можно предложить детям организовать театр с разыгрыванием определенных ситуаций, провести беседу, чтение художественного произведения или рассказывание сказки с обсуждением поступков героев и т.п.
Можно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением:
- остановить окриком «Нельзя!»;
- остановить руку ребенка или удержать его за плечи;
- отвлечь ребенка игрушкой или каким-либо занятием, позволяющим снять негативное напряжение у ребенка;
- взять за руку и отвести в сторону;
- помочь детям разобраться и решить конфликтную ситуацию.
Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение неприемлемо:
- осудить поведение ребенка, при этом его «жертве» оказать повышенное внимание и заботу (ребенок понимает, что он проигрывает от таких неприятностей);
- в случае разгрома кратко и однозначно выразить свое недовольство таким поведением и предложить ребенку устранить учиненный им беспорядок: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне все убрать» (уборка как наказание не эффективна; необходимо, чтобы ребенок понял ответственность за свои дела). После этого необходимо поблагодарить ребенка за помощь;
- если обидные слова, произносимые ребенком, адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними;
- можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать ситуацию ссоры смешной.
Проявления агрессивности у детей необходимо тщательно анализировать, выявлять причины, трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их. Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением: снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации, формировать недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей.
Показывайте ребенку личный пример эффективного (неагрессивного) поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Агрессия в том или ином виде присуща всем людям, и взрослым, и малышам. Но если взрослый человек может контролировать свои переживания и поведение, то у ребенка часто такого навыка еще нет. Как помочь малышу? Помочь может сказка! Я хочу предоставить Вашему вниманию одну из сказок, придуманных мною. Называется она
«Сказка про Кляксу»
Жила-была Клякса. Была она черная и злая, и поэтому ее никто не любил. Все говорили: «Фу, Клякса! Какая она черная и злая!»
И чем больше говорили, тем больше Клякса злилась, становилась уродливее и всем норовила сделать что-то плохое: кому в тетрадь прыгнет, кому платье новое испортит, кому руки и лицо перепачкает. Когда Клякса приходила в детский сад, то старалась толкнуть кого-нибудь, отнимала игрушки у девочек и мальчиков, мяла и рвала их рисунки.
А в школе детям еще больше доставалось от Кляксы. Ученики прятали от нее тетради, ручки, книги, а она залезала в портфели и делала свое злое черное дело.
И дети прогоняли Кляксу. Клякса злилась, а иногда плакала. Мы не знаем, от обиды плакала Клякса или от злости.
И вот однажды дети играли в комнате. Всем было весело, дети громко смеялись. А Клякса притаилась на стене и думала: «Не замечаете меня, не хотите со мной играть, вот сейчас как прыгну, как напугаю всех!» И только Клякса собралась прыгнуть, как солнечный весенний лучик залил ее своим светом и нечаянно перекрасил: стала Клякса не черной, а золотой. Но Клякса этого не заметила и прыгнула к детям. И от неожиданности замерла на месте: ее никто не испугался, а одна девочка, та, которую Клякса недавно дернула за косичку, закричала: «Смотрите! Солнечный зайчик! Давайте с ним играть!»
И до самого вечера дети играли с Кляксой, не узнавая ее, потому что это была уже не злая черная Клякса, а золотой, добрый и веселый Солнечный Зайчик.
А вечером, когда зашло солнышко, золотая Клякса помогала детям рисовать поляну с золотыми одуванчиками. А на следующий день по небу плыли тучи, солнышка видно не было. И чтобы дети не огорчались, Клякса подпрыгнула высоко-высоко и превратилась в золотую тучку, похожую на зайчика, а потом – на львенка, а потом – на слона. Дети смеялись, хлопали в ладоши и отгадывали, на что похож их Солнечный Зайчик.
И так изо дня в день дети играли с Кляксой, и никто не называл ее злой и некрасивой. А Клякса не становилась черной, хоть солнечный лучик не заливал больше ее своим светом. Знаете, почему? Потому что тот, кто добрый и веселый, всегда будет золотым, как Солнечный Зайчик.